Казахстан
Главая страница
|
Что же такое - история Казахстана?
В 1456 году казахские
султаны Жанибек и Керей, преследуемый войском хана Абулхаира, преодолев перевал
древнего Каратау, пришли к берегам реки ШУ. Наподобие Юлия Цезаря, преодолевшего
реку Рубикон, султаны создали свой "Рубикон". В этом походе родилось Казахское
ханство, давшее начало нашей
государственности. Спустя сто лет их прямой потомок хан Аз
Тауке не территории современного Созакского района Южно-Казахстанской области в
местечке Танбалы тас (в буквальном смысле - «меченый камень") собирает
представителей трех жузов. Делит земли, богатства, раздает символы. Это
священное для казахов место находится в местечке Тайконыр названного выше
района. Очень даже возможно, что Вы
вспомнили всемирно известное название космодрома Байконыр. И,
естественно, Вы не ошиблись. Байконыр считается старшим братом Тайконыр. Здесь в
1773 году была разбита 6-тысячная гвардия отборных войск джунгаров. И это
поистине "Бородинское поле" джунгаро-казахского
сражения. Орбулакское сражение 1643 года, когда
Салкам Жангир султан с небольшим количеством джигитов разгромил многотысячную
армию Контайчи, по своей значимости ничем не уступает отваге 300 спартанцев при
Фермопильском ущелье, разбивших 30000-е войско персидского царя
Ксеркса. Крупное сражение на реке Буланте между
казахскими и джунгарскими соединениями, состоявшееся в 1727 году, вряд ли имеет себе равных масштабу и количеству
потерь в новой истории Евразии. Анракайская битва 1729 года по своей
значимости защиты Отечества ничем не уступает известному Невскому сражению.
Несмотря на это, ни один из перечисленных эпизодов не вошел в вышеназванную
хронику. Великий Аблай хан, благодаря умелому
маневрированию между русской и китайской империями, не только обеспечил
спокойную жизнь народа, но так же сумел добиться уничтожения врага руками врага.
тем самым он вписал яркую страницу в мировую политическую дипломатию. К
сожалению, сегодня мало кому известны эти важные факты истории
Казахстана. "История Казахстана"- это история того народа, героические
предки которого остановили великого завоевателя мира Александра Македонского.
Военная мощь древних сков заставила античного покорителя народов дрогнуть и
повернуть свои войска в другую сторону, достигнув границы Великой
степи. Грозный властитель Азии персидский царь
Кир был обезглавлен в этой степи. Царица саков Томирис сумела сплотить
разрозненные племена против иноземных захватчиков и разгромить неприятеля.
Ученые, обнаружившие останки древних людей в ауле Шайыр Мангыстауской области, в
местечке Сырлытам, склонны считать останки женщины воина идентифицировать
скелетом воина царицы Томирис. К такому выводу есть все основания. Во-первых, у
головы покойницы расположены железный меч, кинжал в деревянной ножне,
наконечники медных стрел, каменная посуда с деревянными опилками и борным
порошком. На шее сохранились бусы из сердолика. У её ног поставили красивую
вазу, изготовленную мастерами Греции или стран Ближнего Востока. Судя по тому,
что похороны осуществлены в строгом соблюдении военных почестей, она была
известной личностью, военным человеком. Правое, верхнее бедро покойницы
обрублено мечом, видимо, данная рана, полученная на поле брани, стала причиной
ее смерти. Принимая во внимание все эти обстоятельства, вполне допустимо, что
археологами в Сырлытам обнаружены останки одной из двухсот тысяч азиатских
амозонок-царицы Томирис.Возможно, одна из приближенных ее военных
сподвижников. Выходец из народа Ширак, ценою
собственной жизни уничтожил большую группу армии персов, уводя их в глубину
бескрайней степи. Так был побежден последователь Кира завоеватель
Дарий-1. напуганный быстрым ростом боевой мощи
молодого Тюркского каганата, его восточный сосед Китай счел необходимым
построить Великую стену. На 6 тысяч км тянется это древнее оборонительное
сооружение около 8 метров высотой и 5 метров в ширину. Бойницы и башни были
поставлены так, что, даже 10-тысячная армия не могла взять стену на бадаленском
участке, если на ней оставался хоть один
защитник. Казахская
земля дала миру богатейшее историческое и культурное наследие. В Греции
воздвигнут памятник нашему предку Анахрису Скифскому(Саксий 6 в.до.
н.э.),который родился на территории Туркестана и своими знаниями внес
неизмеримый вклад в процветание чужой страны. На постаменте памятника
выбита надпись "Язык мой- враг
мой". Из глубин античности дошли до нас крылатые слова Анахарсиса: Зная, что
толщина корабельного дерева составляет четыре пальца, находящиеся на корабле не
должны забывать, Что и от смерти они находятся также на расстоянии четырех
пальцев. Анахарсис,как мыслитель
Сахары часто фигурирует в произведениях
Платона,Аристотеля,Геродата,Страбона,Диогена,Плутарха.Наряду с Анахарсисом в
древнегреческих источниках упоминается еще одно имя гения Абариса. Последний
тоже по происхождению скиф и родился в Великой степи Евразии. Ряд знаменитостей
казахской степи, берущих начало от Анахарсиса, продолжают Аль-Фараби, Ходжа
Ахмет Ясави, Чокан Валиханов, Абай, Жамбыл, Мухтар Ауэзов и
другие. В средние века в бескрайних степных
просторах Евразии господствовало государство Дешт-и-Кыпчак. Так древние арабские
историки называли нынешнюю территорию Казахстана, а русские нарекали его Полем
Половецким. При активном участие, помощи и поддержке
кыпчаков в степи образуется империя Золотая Орда, которая в течение почти трех
веков подчиняла себе Русь. Затем в течение двух веков территория Казахстана
превращается в колонию Российской империи. Русские князья в междоусобных войнах
нередко пользовались силами кочевников тюрков. Когда с Запада возникла опасность
завоевания Руси немецкими, шведскими, польскими захватчиками, одними из первых,
кто пришел на помощь русскими, были тюрки. без тюркской конницы, например, победа
Александра невского была бы невозможна. Концовка сражения 5 апреля 1242 года
была за степняками, которые не
оставили шведам ни малейших шансов на спасение. Почему не говорить и о том, Что
Александр Невский был в значительной мере кыпчаком. Он родился, жил и вырос в
кыпчакской среде. Как свидетельствуют исторические данные, в 1269 году в
Новгородской земле немецких крестоносцев Невский, так же уничтожил силами
кыпчакских военных соединений. Подобный факт имел место и в истории
Грузии. Царица Тамара в 12 веке обращалась к кыпчакам за помощью в освобождении
грузинской земли от турков-сельджуков. За изгнание с территории Грузии своих
собратьев Тамара выделяет кыпчакам огромные земли под пастбища. Это часть
событий, которые охватывает история
Казахстана. Монгольские завоевания нанесли степнякам
самый страшный удар, рассекший единый народ на части. Мало того, Батый приказал
уничтожить всю кыпчакскую знать. При нем началось обезглавливание степного
народа - полное уничтожение его памяти, истории, культуры. Ведь в сохранении и
приумножении именно этих святынь и состоит роль элиты. Без аристократии народ
превращается в рабов, в толпу, у которой нет даже признаков различия, все на
одно лицо. Изгнанную монголами кыпчакскую элиту
охотно принимала Русь. Немало их осело в Москве. Они впоследствии составили
значительную часть российского дворянства. Чтобы убедиться в сказанном,
достаточно обратиться к родословным книгам российского дворянства, например, к
"Общему Гербовнику Дворянский Родов Всероссийской империи", начатому в 1797 году. Или к
"Истории родом русского дворянства". Много занимательного имеется в "Русской
родословной книге". Конечно же, лучше всего полистать двухтомную работу А.
Баскакова "Русские фамилии тюркского происхождения". Знакомство с этим
произведением убеждает нас в мысли о том, что добрая половина российского
дворянства есть тюрки-кыпчаки, выходцы из
Дешт-и-Кыпчак. Выходцы из Степи очень многое сделали
для Россик. Адмирал Ушаков, князь Черкасский, Суворов, Гоенищевы-Кутузовы,
Давыдов, Мусины-Пушкины, Бердяев, Тергенев, Огарев, Тухачевский, Тимирязев,
Чаадаев. Надо ли удивляться, что носители более трехсот русских знаменитых
фамилий являются выходцами из Дешт-и-Кыпчака, хотя зовутся они ныне
"славянами". В Грузии сванские князья и правители
Дадишликиани происходят от степняков. Разумеется, не они единственные, так как в
тяжелые времена 9-12 веках было обычным делом их степи отправлять в горы детей,
жен, стариков. немало литовских и польских князей тоже
имеют "степные" родословные. И они тюрки-кыпчаки, надевшие литовские и польские
маски на грандиозном маскараде, называемом жизнью. Так, потомки хана Тугурхана
теперь зовутся Половцы-Рожинские, они с 13 века в Литве, то же самое можно
сказать о роде Дзядулевичей. Целые народы Европы, оказывается, в 16
веке еще говорили на тюркском языке. Они в разное время пришли в Центральную
Европу из Дешт-и-Кыпчака, где назывались "саксины" и "авары". Венгерские
мадьяры-кыпчаки яркое тому свидетельство. На севере Франции, в провинции Бретань
живет народ бекуданы. Они не считаются французами, хотя говорят на этом языке.
Бекуданы-тоже имеют тюрко-кыпчакские
корни. Есть подобные пример и по другим странам.
Как видим, понятие "западные народ" и "восточные народы" превращаются в очень
условные, особенно когда речь заходит о потомках гуннов, тюрков, кыпчаков,
перепутавших всю географию Евразии. Не территории нынешних Швецарии, Испании,
Италии, не говоря о Венгрии,
Австрии, Чехии, Польше, Балканах, проживают и пустили корни роды тюрко-кыпчаков,
разбросанных судьбой по свету. Немногие знают о том, что двуглавый орел
ставший позднее гербом столицы Византии Константинополя, а затем символом
Российской империи, а ныне Российской Федерации, был известен в Дешт-и-Кыпчаке
еще с Алтайских времен - их находили в
курганах. "История Казахстана» - частью охватывает
события, имеющие место между Доном и Днепром, между Карпатами Гималаями, от Алтая до Египта, от Сибири
до Персидского залива, от Босфора до Китая. На этом пространстве кочевали
племена, которые в дальнейшем вошли в состав будущего казахского народа. Потомки
древних тюрков можно найти среди
мамлюков Мисра и Пакистана, среди великих монголов Индии, среди тюркских и
иранских племен Турции, Ирана,
Афганистана. Все это свидетельствует о том, что без
правильного понимания роли казахов-кочевников в историческом прошлом неполной
будет история народов Китая, Ирана, России, европейских народов и даже древнего
Рима, Греции, Ассирии, Египта и Индии. "История Казахстана"- это история того
народа, прогрессивные деятели, интеллигенция и лучшие сыны, которого в течение
260 лет боролись за возврат своего названия "казах" и родного казахского языка.
В истории казахов называли по-разному: киргиз-кайсаками, киргиз-казахами или
просто киргизами. Настоящее имя казахскому народу было возвращено лишь в апреле
1925 года. Государственным языком в Республике
Казахстан является казахский язык. Русский определен официальным языком.
Создается возможность для свободного развития языков и культур всех этносов,
проживающих в Казахстане. 4 июня 1992 года приняты
Герб и Флаг Республики Казахстан, а в декабре этого же года утверждены музыка и
текст Гимна. несмотря на усилия
ученых-обществоведов, история Казахстана все еще полна "белых пятен". К ним
относится те негативные моменты в нашей действительности, которые скрывались от
общественности, или те позитивные события, которые в свое время по различным
причинам не получили объективной оценки. "История Казахстана» - это история народа, который за
время своего существования более 30 раз находился на грани гибели и полного
исчезновения! "Здоровье человека,- отмечал
великий целитель Востока Ибн-Сина, -слепок того, что его окружает, и того, что
он потребляет".Если это так, то мы,казахстанцы, проживаем в зоне великой
экологической опасности. В Семипалатинском, Азгырском, Капустин-Ярском полигонах
в течение более 50 лет произведено огромное количество ядерных взрывов, включая
водородные бомбы. Выступая на специальной
сессии Генеральной Ассамблее ООН 23 июня 1997 года, Президент Н.Назарбаев
отметил: "Семипалатинский полигон был крупнейшем в мире, по площади сравнимым с
территорией многих государств,-18,5 тысяч квадратных километров. Там прогремело
470 ВЗРЫВОВ, это около 70% всех испытаний ядерного оружия, проведенных бывшем
СССР. Тем самым был нанесен колоссальный ущерб здоровью людей и
природе". История, как правило, пишется
завоевателями, или в исторической мысли господствует концепция колонизаторов об
истории. Под этим углом зрения была написана история Казахстана дооктябрьского
периода. Судьба малых народов безрадостна. Старшие
"братья" вершат их историю, как заблагорассудится. Казахи с лихвой разделили эту
печальную участь не только в царское время, но и в советский
период. Вспоминается рассказ
писателя, драматурга Баккожа Мукай. В 1981 году в составе делегации поехал в
Чехословакию. Увидев памятники национальному герою чешского народа Яну Жигжке на
большом холме возле Праги, заявил: «Таких батыров у нас у казахов много".
Воспитанный в духе русских учебников мой спутник съязвил "они герои сказок,
товарищ". Почему у нас нет своей
истории? Почему Емельян Пугачев герой, а Кенесары Касымов нет? Почему Невский
историческая личность, а Аблай хан - нет? В советские годы историкам национальных
окраин бывшего СССР не дали воскресить имена народных батыров, видных
государственных деятелей. Как правило, такие попытки имели печальных результат.
Слишком тяжела была судьба выдающегося история, профессора Е.Бекмаханова и его
соратников, жестоко пострадавших за попытки воссоздать правдивую историю.
Народно-освободительное движение под руководством Кенесары Касымова. Это было
самое мощное многонационально-освободительное движение за всю историю Российской
империи. Равных движению хана Кене-не было. Территория, освобожденная им от
метрополии, простиралась от Ферганы до Омска, Томска и Иркутска. Стенька Разин,
Емельян Пугачев, Иван Болотников, вместе взятые, не достигли того, что совершил
ха Кене. Тем не менее огромная история усилиями многих скрывалась от народов. И
лишь один человек попытался сломать "стену умолчания". И за эту смелость
Е.Бекмаханов 2 декабря 1952 года по статье 58 пункт 10 УК РСФСР Коллегии
Верховного суда Казахской ССР приговаривается к 25 годам лишения свободы и
эпатируется в далекий лагерь ГУЛАГа. Подобные явления не были
уделом лишь историков Казахстана. Г.Башарин, вышедший из якутской глубинки, был
лишен степени доктора исторических наук за объективную характеристику
просветителей своего народа. Справедливая оценка восстания горцев под
руководством имама Шамиля обернулась травлей доктора исторических наук
Г.Гусейнова, не выдержавшего издевательств и покончившего с
собой. "...Моя любовь к отечеству
не заставляет меня закрывать глаза на заслугу иностранцев. Напротив, чем более я
люблю отечество, тем более стремлюсь обогатить мою страну сокровищами,
извлеченными не их, её недр» - признался в свое время великий Вольтер. И мы
отдаем должное многим зарубежным, в том числе русским историкам, объективно,
чутко, с большим вниманием и уважением, относившимся к истории казахского
народа. Интересно, что в 1939 году
англичанин Герберт Уэллс в своем известном докладе "Яд, именуемый историей"
страстно предостерегал от преподавания истории с позиции национализма, с позиции
неприязни по отношению к "чужим" народам и культурам, Вследствие чего, она
служит сближению, а разъединению, разобщению людей. «Я считаю, - писал он, - что
в школах, как правило, неверно поставлено преподавание истории. Неверно, по
сути, и по форме. Оно молчаливо исходит тех предпосылки, будто французы,
англичане, немцы и евреи от века в силу необходимости настолько отличаются друг
от друга, что их интересы несовместимы. Это неверно. Идеи о несовместимых
национальных различиях не возникали естественным путем. К ним приучали народы.
Национализм взращен искусственно, в частности, преподаванием истории". Поэтому,
освещая события, имевшие место в истории Казахстана, автор следовал
объединительному принципу истории. Разрушение памяти нации,
отсечение прошлого страшная вещь. Потому что историческое беспамятство -самая
благоприятная почва для социального безумия. А безумцами легко и удобно
управлять. Беспамятство-страшная
болезнь. Ею страдают многие народы бывшего СССР ныне СНГ. Известный французский
историк Марк Ферро написал удивительную книгу "Как рассказывают историю детям
разных странах мира". Выясняется, о себе сочиняют все!!! Это - общепринятая
норма "официальной истории". В Индии, например, история,
лишена сущности, она мифична в своей основе. История арабов -это "история,
нарисованная в картинках". Персидский вариант развития мира ставит Иран центром
цивилизации на планете. Армения, много раз терпевшая поражения, охотно
"возвеличивает свою историю, придает ей светлый образ мученичества". Едва ли не
каждая страна рассказывает свою историю детям!!! Так что упрекать англичан,
американцев, русских или кого-либо в этом нельзя! Они думали о себе, не больше
других. Беспамятство-отказ от своего
"Я". Это путь характерен для Казахстана, отсекшему от себя целые эпохи своего
исторического развития, отрекшегося от истинного прошлого. К этому его
принудили, но от этого ему не легче. Быть гражданином Казахстана сегодня трудно.
Ибо быть гражданином -значит воспринимать всю тяжесть той истории страны,
которая состоялась: с величием и трагедиями, с болью и радостями, с достижениями
и заблуждениями. Но только такая история учит. Переписанная же в конъектурных
целях-пуста, бессмысленна и безрадостна. Конечно, собрать по крупинкам данные
казахской истории, разбросанные в многотомных изданиях, дело нелегкое. К
счастью, такие исследования начались, будем надеяться, их результаты в ближайшие
годы станут доминировать в сфере исторического
знания. Один из величайших умственных успехов
нашего времени состоит в том, что мы, наконец, поняли, что мы не безродные
пигмеи, у нас были свои герои и злодеи, славные победы и горькие поражения. Что
на этой древней земле некогда клокотали шекспировские страсти - словом, у нас
есть ни на чью не похожая История, которая ни чем не хуже Историй других. Мало
того, она является ключом к пониманию народов, населяющих эту древнюю
землю. |